Закон Украины "О Национальной полиции" на русском - Полицейские меры. Раздел 5

Закон О Национальной полиции - Полицейские меры

Раздел 5. Полицейские меры.

Статья 29. Требования к полицейскому мероприятия.
1. Полицейское мероприятие это действие или комплекс действий превентивного или принудительного характера, что ограничивает определенные права и свободы человека и применяется полицейскими в соответствии с законом для обеспечения выполнения возложенных на полицию полномочий.

2. Полицейский мера применяется исключительно для выполнения полномочий полиции. Избран полицейский мероприятие должно быть законным, необходимым, пропорциональным и эффективным.
3. Избран полицейский мероприятие является законным, если он определен законом. Полицейскому запрещено применять любые другие меры, нежели определенные законами Украины.
4. Избран полицейский мероприятие является необходимым, если для выполнения полномочий полиции невозможно применить другое мероприятие или его применение будет неэффективным, а также если такое мероприятие причинит наименьший вред как адресату запада, так и другим лицам.
5. Применен полицейский мероприятие является пропорциональным, если вред, причиненный охраняемым законом правам и свободам человека, интересам общества или государства, не превышает блага, для защиты которого он применен, или созданной угрозы причинения вреда.
6. Избран полицейский мероприятие является эффективным, если его применение обеспечивает исполнение полномочий полиции.
7. Полицейский мероприятие прекращается, если достигнуты цели его применения, если невозможность достижения цели запада является очевидной или если нет необходимости в дальнейшем применении такого мероприятия.

Статья 30. Виды полицейских мер.
1. Полиция для выполнения возложенных на нее задач принимает меры реагирования на правонарушения, определенные Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным процессуальным кодексом Украины, на основании и в порядке, определенных законом.
2. Полиция для охраны прав и свобод человека, предотвращения угрозы публичной безопасности и порядка или прекращения их нарушения применяет в пределах своей компетенции полицейские превентивные меры и меры принуждения, определенные этим Законом.
3. Полиция для выполнения возложенных на нее задач может применять другие меры, определенные отдельными законами.
4. Если полицейского невозможно идентифицировать по внешним признакам, он обязан предъявить лицу документ, удостоверяющий его полномочия.

Статья 31. Превентивные полицейские меры.
1. Полиция может применять такие превентивные меры:
1) проверка документов лица;
2) опрос лица;
3) поверхностная проверка и осмотр;
4) остановки транспортного средства;
5) требование оставить место и ограничения доступа к определенной территории;
6) ограничение передвижения лица, транспортного средства или фактического владения вещью;
7) проникновения к жилья или иного владение лица;
8) проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел;
9) применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи, средств фото - и киносъемки, видеозаписи;
10) проверка соблюдения ограничений, установленных законом в отношении лиц, находящихся под административным надзором, и других категорий лиц;
11) полицейское попечение.
2. Во время проведения превентивных полицейских мер, полиция обязана сообщить лицу о причинах применения к нему превентивных мер, а также довести до его сведения нормативно-правовые акты, на основании которых применяются такие меры.

Статья 32. Проверка документов лица.
1. Полицейский имеет право потребовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, в следующих случаях:
1) если лицо обладает внешними признаками, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске или без вести пропавшего лица;
2) если существует достаточно оснований считать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;
3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
4) если у человека есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и иные вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;
5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другого чрезвычайного события;
6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия личности дают достаточные основания полагать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.

Статья 33. Опрос лица.
1. Полицейский может опросить лицо, если существует достаточно оснований считать, что она обладает информацией, необходимой для выполнения полицейских полномочий.
Для опроса полицейский может пригласить человека до полицейского помещения.
2. Предоставления лицом информации является добровольным. Лицо может отказаться от предоставления информации. Проведение опроса несовершеннолетних допускается только при участии родителей (одного из них), другого законного представителя или педагога.
3. Перед проведением опроса лица полицейский разъясняет ей основания и цели применения полицейского мероприятия, если это не помешает выполнению полицией полномочий, возложенных на нее настоящим Законом.

Статья 34. Поверхностная проверка.
1. Поверхностная проверка как превентивный полицейский мероприятие является осуществлением визуального осмотра лица, проведением по поверхности наряда лица рукой, специальным прибором или средством, визуальным осмотром вещи или транспортного средства.
2. Полицейский для осуществления поверхностной проверки лица может останавливать лиц и/или осматривать их, если существует достаточно оснований считать, что лицо имеет при себе вещь, оборот которой запрещен или ограничен или составляет угрозу жизни или здоровью такого лица или других лиц.
3. Поверхностная проверка осуществляется полицейским соответствующего пола. В неотложных случаях поверхностную проверку может осуществить любой полицейский лишь с использованием специального прибора или средства.
4. Полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или транспортного средства:
1) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;
2) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится вещь, оборот которой запрещен или ограничен или составляет угрозу жизни или здоровью такого лица или лиц;
3) если существует достаточно оснований считать, что дело или транспортное средство является орудием совершения правонарушения и/или находится в том месте, где может быть совершено уголовное правонарушение, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.
5. Поверхностная проверка вещи или транспортного средства осуществляется путем визуального осмотра вещи и/или транспортного средства или визуального осмотра салона и багажника транспортного средства. Полицейский при осуществлении поверхностной проверки имеет право требовать открыть крышку багажника и/или двери салона.
6. Во время поверхностной проверки вещи или транспортного средства лицо должно самостоятельно показать полицейскому содержимое личных вещей или транспортного средства.
7. При выявлении в ходе поверхностной проверки каких-либо следов правонарушения полицейский обеспечивает их сохранность и осмотр в соответствии с требованиями статьи 237 Уголовного процессуального кодекса Украины.

Статья 35. Остановки транспортного средства.
1. Полицейский может останавливать транспортные средства в случае:
1) если водитель нарушил Правила дорожного движения;
2) если есть явные признаки, что свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства;
3) если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дтп, уголовного или административного правонарушения, либо если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения;
4) если транспортное средство пребывает в розыске;
5) если необходимо осуществить опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
6) если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно-транспортных происшествий;
7) если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
8) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
9) нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
2. Полицейский обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с детальным описанием основания остановки, определенной в этой статье.

Статья 36. Требование оставить место и ограничения доступа на определенную территорию.
1. Полицейский уполномочен требовать от лица (лиц) оставить определенное место на определенный срок или запретить лицам доступ к определенной территории или объектов, если это необходимо для обеспечения публичной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья людей, для сохранения и фиксации следов правонарушения.
2. Полицейский может ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог в случае задержания лиц в соответствии с законом, во время аварий, других чрезвычайных ситуаций, если это необходимо для обеспечения публичной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья людей.

Статья 37. Ограничение передвижения человека или транспортного средства или фактического владения вещью.
1. Полиция уполномочена задерживать лицо на основаниях, в порядке и в сроки, определенные Конституцией Украины, Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также другими законами Украины.
2. Отсчет времени удержания задержанного физического лица в специально отведенных для этого помещениях считается с момента ее фактического задержания.
3. В случаях, определенных частью второй этой статьи, полицейские должны немедленно вызвать медицинских работников к месту фактического нахождения таких лиц, а также, по возможности, проинформировать членов семьи.
4. Полицейский может временно ограничить фактическое владение вещью или передвижения транспортного средства для предотвращения опасности, если есть достаточные основания полагать, что вещь или транспортное средство могут быть использованы лицом с целью посягательства на свою жизнь и здоровье или на жизнь или здоровье другого человека, или повреждения чужой вещи. По требованию лица полицейский обязан сообщить о причине применения им соответствующих мер.
Ограничение фактического владения вещью осуществляется на основаниях и в порядке, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях.
5. Ограничение фактического владения вещью осуществляется путем изъятия вещи у ее фактического владельца, ограничения ее переноски или перевозки.
Полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о временном ограничении фактического владения вещью лица, а также обязан составить протокол об осуществлении временного ограничения фактического владения вещью и вручить протокол этому лицу.
6. Временное ограничение передвижения лица и переноски или перевозки вещи немедленно прекращается, если нет необходимости осуществлять такое мероприятие.

Статья 38. Проникновения к жилья или иного владение лица.
1. Полиция может проникнуть в жилище или другое владение лица без мотивированного решения суда лишь в неотложных случаях, связанных с:
1) спасением жизни людей и ценного имущества во время чрезвычайных ситуаций;
2) непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) прекращением преступления, угрожающего жизни лиц, находящихся в жилище или ином владении.
2. Проникновение полицейского к жилья или иного владение лица не может ограничивать ее права пользоваться собственным имуществом.
3. О применении указанного полицейского мероприятия обязательно составляется протокол.

Статья 39. Проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел.
1. Полиция в порядке, определенном Министерством внутренних дел Украины, может осматривать с участием администрации (руководства) юридических лиц, физических лиц (в том числе физических лиц  предпринимателей) или их уполномоченных представителей в помещения, где находятся оружие, специальные средства, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы, другие предметы, материалы и вещества, относительно хранения и использования которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также непосредственно осматривать места их хранения с целью проверки соблюдения правил обращения с ними и правил их использования.
2. Полиция может осматривать оружие, специальные средства, боеприпасы, находящиеся у физических и юридических лиц, другие предметы, материалы и вещества, относительно хранения и использования которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, с целью проверки соблюдения правил обращения с ними и правил их использования.
3. Полиция согласно порядка, определенного Министерством внутренних дел Украины, изымает оружие, специальные средства, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы, другие предметы, материалы и вещества, относительно хранения и использования которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также опечатывает и закрывает объекты, где они хранятся или используются (в том числе стрелковые тиры, стрельбища невоенного назначения, охотничьих стендов, предприятия и мастерские по изготовлению и ремонту оружия, специальных средств, боеприпасов, магазины, в которых осуществляется их продажа, пиротехнические мастерские, пункты изучения материальной части оружия, специальных средств, правил обращения с ними и их применения) в случае выявления нарушения правил обращения с ними и правил их использования, угрожающих общественной безопасности, до устранения таких нарушений.
4. Полиция информирует соответствующий орган Министерства внутренних дел Украины в однодневный срок о каждый факт выявленного нарушения правил хранения и использования оружия, специальных средств, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, относительно хранения и использования которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел.

Статья 40. Применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи, или средств фото - и киносъемки, видеозаписи.
1. Полиция для обеспечения публичной безопасности и порядка может закреплять на форменной одежде, на служебных транспортных средствах, монтировать/размещать по внешнему периметру дорог и зданий автоматическую фото - и видеотехнику, а также использовать информацию, полученную с автоматической фото - и видеотехники, что находится в чужом владении, с целью:
1) предупреждения, выявления или фиксации правонарушения, охраны общественной безопасности и собственности, обеспечения безопасности лиц;
2) обеспечение соблюдения правил дорожного движения.
2. Информация о смонтированную/размещенную автоматическую фототехнику и видеотехнику должна быть размещена на видном месте.

Статья 41. Полицейское опеки.
1. Полицейское попечительства может осуществляться в отношении:
1) несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет, которая осталась без присмотра;
2) лица, которое подозревается в побеге из психиатрического заведения или специализированного лечебного заведения, где она содержалась на основании судебного решения;
3) лица, имеющего признаки выраженного психического расстройства и создает реальную опасность окружающим или себе;
4) лица, находящегося в публичном месте и вследствие опьянения утратила способность самостоятельно передвигаться или создает реальную опасность окружающим или себе.
Полицейское попечение имеет следствием относительно:
1) лиц, указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи, передачи родителям или усыновителям, опекунам, попечителям, органам опеки и попечительства;
2) лиц, указанных в пунктах 2, 3 части первой этой статьи, передачи соответствующему учреждению;
3) лиц, указанных в пункте 4 части первой настоящей статьи, передачи в специальное лечебное учреждение или к месту жительства.
2. Полицейский обязан немедленно сообщить лицу на понятном для нее языке основание применения полицейского мероприятия, а также разъяснить право получать медицинскую помощь, давать объяснения, обжаловать действия полицейского, немедленно сообщить других лиц о его месте пребывания.
Уведомление о правах и их разъяснение полицейским может не проводиться в случае, когда есть достаточные основания полагать, что лицо не может осознавать свои действия и руководить ими.
3. Полицейский уполномочен изъять у лица оружие или другие предметы, которыми лицо может причинить вред окружающим или себе, независимо от того, запрещены ли они в обращении.
Полицейскому запрещено проводить обыск лица, в отношении которого осуществляется полицейское попечение.
4. О применении полицейского попечительства составляется протокол, в котором указываются: место, дата и точное время (час и минуты) применение полицейского мероприятия; основания применения; описание изъятого оружия или других предметов; ходатайства, заявления или жалобы лица, если такие поступали, наличие или отсутствие видимых телесных повреждений.
Протокол подписывается полицейским и лицом. Копия протокола немедленно под роспись вручается лицу. Протокол может не предоставляться лицу для подписания, а его копия  вручаться лицу в случае, когда есть достаточные основания полагать, что она не может осознавать свои действия и руководить ими. В таком случае протокол предоставляется лицу или органу, предусмотренном абзацем вторым части первой этой статьи.
5. О каждое применение полицейского мероприятия полицейский сразу сообщает с помощью технических средств ответственного полицейского в подразделении полиции.
В случае наличия достаточных оснований считать, что передача лица длилось дольше, чем это необходимо, ответственный полицейский в подразделении полиции обязан провести проверку для решения вопроса об ответственности виновных в этом лиц.
6. Полицейский обязан предоставить лицу возможность немедленно сообщить о своем месте пребывания близких родственников, членов семьи или других лиц по выбору этого лица.
Полицейский обязан незамедлительно уведомить родителей или усыновителей, опекунов, попечителей, орган опеки и попечительства о месте пребывания несовершеннолетнего лица.

Статья 42. Полицейские меры принуждения.
1. Полиция во время выполнения полномочий, определенных этим Законом, уполномочено применять следующие меры принуждения:
1) физическое воздействие (сила);
2) применение специальных средств;
3) применение огнестрельного оружия.
2. Физическим воздействием является применение любой физической силы,
а также специальных приемов борьбы с целью прекращения противоправных действий правонарушителей.
3. Специальные средства как полицейские меры принуждения  это совокупность устройств, приборов и предметов, специально изготовленных, конструктивно предназначенных и технически пригодных для защиты людей от поражения различными предметами (в том числе от оружия), временного (відворотного) поражения человека (правонарушителя, противника), подавление или ограничение воли человека (психологической или физической) путем осуществления влияния на нее или предметы, которые ее окружают, с четким регулированием оснований и правил применения таких средств и служебных животных.
4. Для выполнения своих полномочий полицейские могут использовать следующие специальные средства:
1) резиновые и пластиковые дубинки;
2) электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия;
3) средства ограничения подвижности (наручники, сетки для связывания и тому подобное);
4) средства, снаряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия;
5) средства принудительной остановки транспорта;
6) специальные маркировочные и красящие средства;
7) служебные собаки и служебные лошади;
8) устройства, гранаты и боеприпасы светозвуковой действия;
9) средства акустического и микроволнового воздействия;
10) устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открытия помещений;
11) устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами несмертельного действия;
12) средства, оборудованные безопасными димоутворюючими препаратами;
13) водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства.
5. Полицейский при каких обстоятельствах не может применять меры принуждения, определенные этим Законом.
6. Не является мерой принуждения использования полицейским средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов и другой специальной экипировки).
7. Полицейский обязан немедленно остановить применение определенного вида мер принуждения в момент достижения ожидаемого результата.
8. Нормы обеспечения подразделений полиции специальными средствами и огнестрельным оружием устанавливаются Министром внутренних дел Украины.

Статья 43. Порядок применения полицейских мер принуждения.
1. Полицейский обязан заранее предупредить лицо о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и предоставить ему достаточно времени для исполнения законного требования полицейского, кроме случая, когда промедление может повлечь посягательство на жизнь и здоровье лица или и/или полицейского или иные тяжкие последствия, или в ситуации, что сложилась, такое предупреждение является неоправданным или невозможным.
2. Предупреждение может быть сделано голосом, а при значительном расстоянии или обращении к большой группе людей  через громкоговорящие установки, усилители звука.
3. Вид и интенсивность применения мер принуждения определяются с учетом конкретной ситуации, характера правонарушения и индивидуальных особенностей лица, совершившего правонарушение.
4. Полицейские обязаны оказывать неотложную медицинскую помощь лицам, которые пострадали в результате применения мер принуждения.
5. Запрещено применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия к женщинам с явными признаками беременности, малолетних лиц, лиц с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления полицейскому, что угрожает жизни и здоровью других лиц или полицейских, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно.

Статья 44. Применение физической силы.
1. Полицейский может применять физическую силу, в том числе специальные приемы борьбы (рукопашного боя), для обеспечения личной безопасности или безопасности других лиц, пресечения правонарушения, задержания лица, совершившего правонарушение, если применение других полицейских мер не обеспечивает выполнение полицейским полномочий, возложенных на него законом.
2. Полицейский обязан письменно уведомить своего руководителя, а тот обязан уведомить прокурора о причинении лицу телесных повреждений в результате применения физической силы.

Статья 45. Применение специальных средств.
1. Полицейский для обеспечения публичной безопасности и порядка применяет специальные средства, определенные этим Законом.
2. Полицейский уполномоченный применять специальные средства только в случае, если он прошел соответствующую специальную подготовку.
3. Общие правила применения специальных средств:
1) наручники и другие средства ограничения подвижности применяются:
а) к лицу, которое подозревается в вчининенні уголовного правонарушения и оказывает сопротивление полицейскому или пытается скрыться;
б) при задержании лица;
в) во время конвоирования (доставки) задержанного или арестованного;
г) если лицо своими опасными действиями может нанести вред себе и окружающим;
г) проведение процессуальных действий с лицами в случаях, когда они могут создать реальную опасность окружающим или себе;
2) резиновые и пластиковые дубинки применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и/или объект, находящийся под охраной;
б) задержание лица, которое совершило правонарушение и оказывает злостное неповиновение законному требованию полицейского;
в) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;
3) средства, снаряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия, применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и/или объект, находящийся под охраной;
б) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;
4) средства принудительной остановки транспорта применяются для принудительной остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования полицейского об остановке транспортного средства, или если действия водителя транспортного средства создают угрозу жизни или здоровью человека;
5) устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительной открытия помещений применяются для:
а) задержания лица;
б) освобождение лица, незаконно лишенного свободы, которая находится в помещении;
6) электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и/или объект, находящийся под охраной;
б) отражения нападения животного, угрожающего жизни и здоровью лица или полицейского;
7) специальные маркировочные и красящие средства применяются для:
а) маркировка лица, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения;
б) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков с целью последующего выявления лиц и задержания, а также контроля за перемещением вещей;
8) устройства, гранаты и боеприпасы светозвуковой действия, средства акустического и микроволнового воздействия применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и/или объект, находящийся под охраной;
б) задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, или с целью принудить такое лицо покинуть территорию (транспортное средство, здание, сооружение, земельный участок), где находится такое лицо;
в) освобождение лица, незаконно лишенного свободы, которая находится в помещении;
9) водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства применяются для:
а) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;
б) отражение группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей;
в) принудительной остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования полицейского остановиться;
г) задержания вооруженного лица, которое подозревается в совершении преступления;
10) устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами несмертельного действия, применяются для:
а) защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, в том числе полицейского;
б) отражения вооруженного нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также для освобождения их в случае захвата;
в) задержания лица, которое подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и которое пытается сбежать;
г) задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление или пытается убежать из-под стражи;
г) задержания вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни или здоровью людей, в том числе полицейского;
д) подачи сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил;
е) обезвреживания животного, которое угрожает жизни или здоровью людей, в том числе полицейского;
есть) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;
ж) отражения группового нападения, угрожающего жизни или здоровью людей;
11) средства, оборудованные безопасными димоутворювальними препаратами, применяются для:
а) обеспечение маскировки действий полицейских, направленных на задержание лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, или для того, чтобы заставить человека покинуть территорию (транспортное средство, здание, сооружение, земельный участок), на которой она находится;
б) освобождение лица, незаконно лишенного свободы;
12) служебная собака применяется во время:
а) патрулирования;
б) преследования и задержания лица, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения;
в) во время конвоирования (доставки) задержанного или арестованного лица;
г) для отражения нападения на человека и/или полицейского;
13) служебный конь применяется во время:
а) патрулирования;
б) преследования и задержания лица, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения.
4. Полиции (полицейскому) запрещено:
1) наносить удары резиновыми (пластиковыми) палками по голове, шее, ключичной области, половых органах, пояснице (копчике) и в живот;
2) во время применение средств, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, осуществлять прицельную стрельбу по людям, разбрасывание и отстрел гранат в толпу, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ;
3) отстреливать патроны, снаряженные резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами несмертельного действия, с нарушением определенных техническими характеристиками требований относительно расстоянии от лица и стрельбы в отдельные части головы и тела человека;
4) применять водометы при температуре воздуха ниже +10°С;
5) применять средства принудительной остановки транспорта для принудительной остановки мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, транспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки, а также применять такие средства на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
6) применять наручники больше чем 2 часа непрерывного использования или без ослабления их давления.
5. Применение малогабаритного взрывного устройства для открытия помещений является оправданным, если вред, причиненный охраняемым законом правам и интересам, является меньшей, чем ущерб, который удалось предотвратить.
6. Полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о применении к лицу специального средства.
Если полицейский причинил лице ранение или увечье в результате применения к нему специального средства, руководитель такого полицейского обязан немедленно сообщить об этом соответствующего прокурора.
7. Допустимые параметры специальных средств в части их физического, химического и другого воздействия на организм человека определяются уполномоченными учреждениями центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.
8. Правила хранения, ношения и применения специальных средств, имеющихся на вооружении полиции, определяются нормативными актами Министерства внутренних дел Украины.

Статья 46. Применение огнестрельного оружия.
1. Применение огнестрельного оружия является наиболее суровой мерой принуждения.
2. Полицейский уполномоченный на хранение, ношение огнестрельного оружия, а также на ее применение и использование только при условии, что он прошел соответствующую специальную подготовку.
3. Порядок хранения и ношения огнестрельного оружия, находящегося в распоряжении полицейского, перечень огнестрельного оружия и боеприпасов, используемых в деятельности полиции, и нормы их принадлежности устанавливаются Министром внутренних дел Украины.
4. Полицейский уполномоченный в исключительных случаях применять огнестрельное оружие:
1) для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью;
2) для защиты лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
3) для освобождения заложников или лиц, которых незаконно лишили свободы;
4) для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождение таких объектов в случае их захвата;
5) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и которое пытается сбежать;
6) для задержания лица, оказывает вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и/или полицейского;
7) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского.
5. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие только после предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий и намерение использования мероприятия принуждения, определенного этой статьей.
6. Применение огнестрельного оружия без предупреждения допускается:
1) при попытке лица, которое задерживает полицейский с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенную им расстояние, или прикоснуться к оружию;
2) в случае вооруженного нападения, а также в случае внезапного нападения с использованием боевой техники, транспортных средств или других средств, угрожающих жизни или здоровью людей;
3) если лицо, задержана или арестована за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления, убегает с применением транспортного средства;
4) если лицо оказывает вооруженное сопротивление;
5) для пресечения попытки завладеть огнестрельным оружием.
7. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие только с целью причинения лицу такого вреда, который является необходимым и достаточным в такой обстановке для немедленного предотвращения или прекращения вооруженного нападения.
8. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие в случае вооруженного нападения, предотвращения или прекращения соответствующего нападения невозможно достичь другими средствами.
9. Полицейскому запрещено применять огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим лицам, а также в огнеопасных и взрывоопасных местах, кроме случаев необходимости отражения нападения или крайней необходимости.
10. Полицейский обязан в письменной форме сообщать своему руководителю о применении огнестрельного оружия, а также немедленно уведомить своего руководителя о активное применение огнестрельного оружия, который, в свою очередь, обязан проинформировать центральный орган управления полиции и соответствующего прокурора.
11. Полицейский может взять в руки огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.
12. Во время задержания лиц, в отношении которых у полицейского возникло подозрение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также во время проверки документов у таких лиц полицейский может привести в готовность огнестрельное оружие и предупредить лицо о возможности ее применения.
Попытка лица, которое задерживает полицейский с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенную полицейским расстояние, или прикоснуться к оружию является основанием для применения огнестрельного оружия полицейским.
13. Полицейский может использовать огнестрельное оружие для подачи сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил, или для обезвреживания животного, которое угрожает жизни или здоровью полицейского и других лиц.

Яндекс.Метрика